Валентайн Биванк рассказал о необычной стороне своей работы в музеях Голландии в рамках проекта Музей сувенир/Museum Token

27 июня в ПирОгах на Сретенке прошла  встреча с Валентайном Биванком/Valentijn Byvanck

Валентайн Биванк рассказал  о необычной стороне свой работы в Национальном Музее Истории Нидерландов в Амстердаме,  Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме, а также в Музее провинции Зеландии (Zeeuws Museum) в Мидделбурге.

Вместе с гостями встречи Валентайн ответил на вопросы:  

  •  Современный  музей в индустрии переживаний: как сделать провокацию культурной?
  •  Музей и модный бутик: найди 10 отличий!
  •  Почему мы посещаем тот или иной музей, магазин или ночной клуб?
  •  Что такое шедевр и как создать собственный?
  •  Как вовлечь посетителей в жизнь и работу музея?
  •  Как вдохнуть новую жизнь в музейную коллекцию?

Выступление Валентайна помогло посмотреть на некоторые проблемы современного музея и учреждения культуры в целом с неожиданной  точки зрения, открыть музей и музейную коллекцию по-новому. Оценить ресурсы, которыми обладают без исключения все музеи, понять свою аудиторию …

Валентайн  подробно разобрал несколько конкретных кейсов из опыта своей  работы. 

Музей  провинции Зеландии/ZeeuwsMuseum(www.zeeuwsmuseum.nl)

В 2002 году Валентайн был назначен директором Музея провинции Зеландии, где он инициировал пятилетнюю программу обновления. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Музей провинции Зеландии был удостоен престижной музейной премии Совета Европы.

Музей провинции Зеландии– небольшой краеведческий музей в провинции Зеландия с традиционной коллекцией.  В разработке кампании Валентайн ставил перед собой несколько задач: актуализация коллекции, привлечение молодежи, включение музея в жизнь города, создание нового типа коммуникации с посетителями. В рамках модернизации было запущено несколько проектов:

«Модный показ»

Обычным молодым людям и девушкам (музей провел свой кастинг) предложили переодеться  в роскошные традиционные наряды провинции Зеландия (все костюмы – собственность музея) и  пройти по стилизованному подиуму  в богато украшенной церкви,  для  видео-записи.  Профессиональные стилисты, мастера по свету и режиссеры сделали это видео  невероятно ярким и модным. Запись была запущена в зале традиционного костюма, который мгновенно стал одним из популярных.

Еще один проект, посвященный национальному костюму, носит название «Стриптшоу 1850».

«Стриптшоу 1850»  - это 11-минутный экспериментальный фильм, снятый,Паулем и Менно де Ноойер. Молодой человек и девушка, одетые в традиционные костюмы, медленно освобождаются от одежды, демонстрируя все детали наряда того времени.Этот фильм доставил музею много проблем, но цель была достигнута – зал национального костюма вновь стал самым посещаемым.

Национальный музей истории Нидерландов (www.innl.nl)

Этот музей нельзя назвать обычным, у него нет собственной коллекции. Именно в таком музее можно освободиться от стереотипов и «вредных привычек» музея. Так, вещи, которые могли бы стать экспонатами музея (звонки велосипедов, пластинки, фарфор, зуб акулы …) были помещены в автоматы (как автоматы со снэками и водой). Посетители могли зарегистрироваться и приобрести любой понравившийся предмет, всего их было около 80 наименований. Специально для этого проекта был запущен интернет сайт, где люди, выбравшие один и тот же предмет, например билет на концерт 80 года, могли обсудить свои музыкальные предпочтения.

Тезисы выступления:

·         Стоит отходить от традиционных и зачастую неверных представлений о музеях и музейных коллекциях, сомневаться во всем и не бояться найти ответы на вопросы вместе со своей аудиторией.

·         Творческая работа  с коллекцией: коллекция должна быть живой, быть частью современного мира, адекватной современным потребностям  аудитории.

·         Культурная провокация –  как один из способов современной коммуникации.

В рамках встречи прошел эксклюзивный показ короткометражного  фильма «Стрипшоу 1850».

В ПирОги на Сретенку пришло около 150 человек: это арт-менеджеры, дизайнеры, студенты, представители московских музеев и околомузейной средыУ участников встречи была возможность задать свои вопросы,  главным из которых стал вопрос о той грани, которую нельзя преступить  в экспериментах и культурных провокациях. Интересным был ответ на вопрос о посещении российских региональных музеев.

25-26 июня Валентайн Биванк выступил специальным гостем семинара «МУЗЕЙНЫЙ СУВЕНИР: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, МАРКЕТИНГ» в Государственном музее «Куликово поле». Там, он имел возможность посетить три музея заповедника.

Впечатление от музеев он назвал «личными», а не профессиональными … Валентайн отметил включенность музеев в повседневную жизнь сообщества, называя их  «живыми». В музее г. Епифани варили варенье, в церкви, которая раньше также принадлежала музейному комплексу,  происходило крещение …

На самом Куликовом поле впечатлил необычный подход к презентации военного музея. Обычно битвы представляют на моделях в помещении музея или в исторических  реконструкциях  под открытым небом … Музей «Куликова поля» пошел другим путем -  представил ландшафт как главный экспонат. Сегодня специалисты воссоздают флору XIVвека, представляя поле таким, каким его видел Дмитрий Доской перед сражением.  Природа не может оставлять  посетителя равнодушным, этот эмоциональный опыт помогает через ощущение прошлого и осознания своей истории, прийти к национальной идентификации.

Валентайн Биванк / Valentijn Byvanck (1964), Нидерланды

Директор Национального Музея Истории Нидерландов. Изучал историю культуры в Утрехте и Нью-Йорке, занимался исследованиями в Смитсоновском институте и музее Метрополитен. С 1999 по 2002 работал в Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме. В 2002 году был назначен директоромМузея провинции Зеландия/Zeeuws Museumв Мидделбурге, где он инициировал пятилетнюю программу обновления музея. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Музей провинции Зеландия был удостоен престижной музейной премии Совета Европы.

Он также создал и представил большое количество телевизионных передач на тему музейных коллекций и современного искусства для региональных и национальных телекомпаний. Валентайн Биванк – автор нескольких публикаций: «Конвенция современного искусства» («Conventies in dehedendaagse kunst / Conventions in Present-day Art»), «Чудеса» («Wonders»), «Образ Зеландии» («Zeeuws Imago»), «Скейтеры на лестнице» («Skaters on the steps») и «Зарисовки для Национального музея» («Sketches for a National History Museum»).