Музейный сувенир и культурные рынки. Опыт Великобритании.// Музей, 2011, № 1 (материал АМК)

Фото: Музейный проект "Эдем" в Корнуолле

Поздней осенью 2010 года по инициативе Ассоциации менеджеров культуры, одновременно с процессом подготовки этого номера, стартовал проект «Музейный сувенир»/ «Museum token», получивший поддержку со стороны программы Партнерства в области институционального развития: «Поддержка инициатив сотрудничества ЕС-Россия в области культуры». «Музейный сувенир» - междисциплинарный проект, направленный на определение и развитие ниши российского музейного сувенира на общем рынке сувенирной продукции, а также актуализацию темы «музейного сувенира» для профессионального сообщества и рядового потребителя музейных услуг.

Участниками проекта стали российские региональные музеи, заинтересованные в создании инновационных линеек сувенирной продукции адаптированной как к вызовам массовой культуры, так и отвечающие требованиям культуры элитарной.

С функциональной точки зрения проект «Музейный сувенир» представляет собой серию проектно-аналитических семинаров и мастер-классов,, которые пройдут в разных музеях. На основе анализа ассортимента их магазинов будет разработан новый сувенирный ряд; проведены переговоры с возможными производителями сувениров, запущены пилотные партии сувенирной продукции.          Публичным результатом проекта станет проблемный форум, где будет представлена сувенирная продукция музеев-участников проекта, проведены дискуссионные круглые столы и обсуждения, а также представлены результаты сувенирных наработок по проекту. Важно отметить, что участниками семинаров станут не только сотрудники музеев - модельных площадок проекта, но и представители других региональных музеев, заинтересованных в развитии сувенирного направления.

Другим направлением проекта являются стажировки представителей  музеев-участников проекта  в европейских организациях Нидерландов и Великобритании.

С одним из европейских консультантов проекта, британским экспертом Томом Флемингом[1]беседует Инна Прилежаева - директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры, ведущий координатор конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В. Потанина.

* * *

И.П. Проект АМК «Музейный сувенир» в определенной степени  посвящен взаимодействию Музея и творческих бизнесов. В связи с этим вопрос – когда подобные процессы коллаборации начались в Великобритании и чем были они обусловлены? Кто их инициировал?

Т.Ф. В Великобритании взаимодействие между музеями и творческим бизнесами установилось не сразу. Прорыв случился в 1997 году, когда к власти пришло Правительства лейбористов, начавшее последовательную культурную политику. Например, все Национальные музеи стали бесплатными для посещения, был создан Совет по музеям, библиотекам и архивам, а  творческим бизнесам стало уделяться особое внимание. Правительство стремилось сделать культуру доступной и открытой для наибольшего числа людей. Кроме того, был заявлен официальный курс на креативную экономику.

И.П. Приведите, пожалуйста, наиболее яркие примеры проектов, иллюстрирующие такое взаимодействие. Какую роль в этой цепочке занимает государство?

Т.Ф. Самый яркий пример - проект Museummaker, объединяющий шестнадцать музеев по всей Великобритании. Стремясь привлечь в музеи более широкую и молодую аудиторию, создатели проекта на основе музейных коллекций производят современные дизайнерские продукты, в том числе и сувениры.  Важно отметить, что инициаторами этого проекта стали специализированные государственные агентства.

В целом государство можно назвать основным катализатором, ведь оно осуществляло поддержку всего культурного сектора. Тем не менее в некоторых случаях – например, как в Музее дизайна в Лондоне – ситуация получила развитие благодаря глубокому пониманию необходимости открыть новые бизнес-возможности для музейного сектора.

И.П. Существует ли бизнес-инфраструктура для поддержки для таких малых музейных бизнесов: рынок консультантов, специализированные программы поддержки и т.п.?

Т.Ф. Все зависит от ситуации в конкретном регионе. Большую работу в этом направлении ведут Совет по ремеслам, Совет по музеям, библиотекам и архивам, Совет по искусству, а также специализированные  органы по развитию – такие, например, как агентство Хайлендс энд Айлэндс (HighlandsandIslandsAgency)  в Шонландии.

И.П. Безусловно, музейный сувенир имеет отношение к предпринимательской деятельности музеев. Какие еще функции музейного сувенира вы могли бы выделить?

Т.Ф. Я предлагаю рассматривать музейный сувенир как ключевой элемент большого процесса, который направлен на то, чтобы сделать музей открытым, современным, деловым и привлекательным для самых разных аудиторий. Вот почему музею важно, например, установить гибкий график работы (включая и работу до поздней ночи), предложить различные творческие занятия для дизайнеров, организовать продажу сувениров через Интернет или за пределами музея (например, в местных магазинах).

И.П. Стандартный набор брелков, блокнотов и ручек-сувениров есть, как правило, в каждом музее. А вот поиски «своего» предмета, который мог бы выражать дух и идею места, коллекции музея, его позицию по отношению к определенным культурно-историческим феноменам  – это, на наш взгляд, и есть предмет проекта АМК. Можете ли вы привести примеры музейных сувениров с нестандартным комплексом задач из опыта Великобритании?

Т.Ф. Существует множество примеров сделанных на заказ или индивидуальных сувениров, связанных с музейными коллекциями. Например, на недавней «Тайной выставке открыток» Лондонского Королевского Колледжа искусств продавалась ограниченная серия открыток с работами современных художников. На фестивале Galvanizeв Шеффилде  сделанные на заказ украшения и дизайнерские объекты продавались через Шеффилдский Музей. Лондонский проект «Скрытое искусство» (HiddenArt), продвигающий молодых дизайнеров через Интернет-магазин и ярмарки, также стремится приводить современных художников в музеи.

И.П. Выбор экспериментальных площадок в проекте АМК обусловлена организационно-правовой спецификой музея (маленький частный музей в Коломне, федеральный музей-заповедник «Куликово поле» и городской музейно-выставочный центр в Находке) и его типом (природно-исторический, художественный, музей нематериальной культуры). Мы предложили нашим партнерам проработать следующие модели:

Модель 1. Сувенир – национальная культура + современный дизайн

Предполагает интерпретацию этнических культур средствами современного дизайна. Здесь ключевой видится проблема организации коммуникации между традиционными ремесленниками и носителями современных трендов моды и дизайна

Т.Ф. Особое внимание подобной модели, как мне кажется, должно уделяться в Китае. Этническая культура там была маргинализирована государством, а потому сейчас особо нуждается  в актуализации, в том числе и силами музеев.

В Великобритании случаи, когда музеи помогают связать этническую культуру с современным дизайном, особо не распространены. Есть только несколько примеров, связанных с сельским хозяйством и экологией. Например, Музейный проект «Эдем» в Корнуолле (TheEdenProject). где в некогда заброшенном глиняном карьере создан удивительный почти райский сад. Миллионы человек приезжают сюда ежегодно, чтобы насладиться природой, получить вдохновение от общения с ней. Эдем предлагает ряд образовательных благотворительных программ, много работает с местными дизайнерами, создающими разнообразные дизайнерские сувениры, так или иначе связанные с темой экологии. Они продаются в музейном магазине и он-лайн в EdenProjectshop.

Еще один пример - SomersetLevelsBasket& CraftCentre - компания, с 1864 г. занимающаяся розничной торговлей качественными плетеными изделиями.  Она предлагает корзины из ивы, сделанные в собственной мастерской, а также широкий спектр других изделий ручной работы от ремесленников со всего мира, могут предоставить разнообразный выбора товаров из камыша, водорослей, тростника и т.д.

Коллекции музея Highland Folk Museumin Scotland. посвящены в основном сельской жизни Шотландии. Основные коллекции хранятся в магазине Кингусси, в то время как коллекция музея зданий и строительных конструкций хранятся, отображается и интерпретируется в Ньютонмор.

И.П. Модель 2. Сувенир – ремесленная артель как часть инфраструктуры музея

Предмет исследования в этой модели – организация производства, как сугубо музейными методами (реконструкция исторического производства, например), так и музеефикация существующих ремесел с включением их в инфраструктуру музея.

Т.Ф. Эту модель музея можно назвать самой распространенной в Великобритании, потому что практически во всех городах есть объекты, которые являются частью наследия, представляющего традиционные ремесла или индустриальное производство. Однако должен отметить, что зачастую эти музеи не разрабатывают эффективную линейку современных сувенирных продуктов.

Несколько примеров: Музей промышленной истории (KelhamIsland Museum) посвящен промышленному наследию Шеффилда. Своим посетителям в музейном магазине он предлагает различные сувениры, изготовленные руками местных ремесленников.

Музей сельской жизни Сомерсета(SomersetRuralLifeMuseum),расположенный в прекрасном месте в окружении викторианской застройки, хозяйственных построек и большого фруктового сада представляетреконструкцию исторических производств того времени, а также включает ремесла в действующую инфраструктуру музея.

В доме представлена реконструкция комнат, раскрывающая социальную  историю викторианского поселения. через описание жизни сельского рабочего Джона Ходжеса. Амбар и хозяйственные постройки двора оснащены дисплеями, рассказывающими о фермерстве в викторианском Сомерсете, местны промыслах (лозоплетение, рыбалка, торфозаготовка, изготовление сидра)

Музей промышленности в Бристоле(BristolIndustrialMuseum), расположенный рядом с плавучей Гаванью, закрытой в 2006 году, рассказывает об индустриальном прошлом города, авиационной, автомобильной и других видах промышленности, а также показывает экспонаты из морской истории Бристоля.  В коллекции музея, новое здание которого готовится к открытию в 2011 году, находится более 3000 объектов и около 100 000 фотографий и чертежей.

 

И.П. Модель 3. Сувенир – бренд территории

Специфика этой модели предполагает артикуляцию роли музея в развитии территории, определение ключевых/аутентичных особенностей территории и соотнесение их со спецификой коллекции/деятельности музея с последующей визуализацией этого бренда в сувенир.

Т.Ф. Я полагаю, к этой модели могут быть отнесены городские, региональные и национальные музеи, обладающие смешанными коллекциями.

Например, могу назвать  DocklandsMuseum в Лондоне, рассказывающий двухтысячную историю реки, порта и людей с ними связанных. Это единственная  постоянная коллекция в Лондоне, позволяющая изучить участие столицы в трансатлантической работорговле. Музейный магазин, Интернет- магазин, специализируется на подарках и книгах об этой части Лондона, истории реки, порта, и людях, живших и работавших там.

Музей WestonParkMuseuminSheffield был открыт в 1875 году для показа коллекций по археологии, естественной истории и декоративно-прикладного искусства Шеффилда. После реставрации в 2006 он включает в себя 7 галерей. с различными выставками: от египетских мумий до традиционной мясной лавки, от снежного белого медведя, до муравьев и пчел. Удивительные коллекции города оживляемые увлекательными историями, невероятными фактами и  интерактивными мероприятиями получают продолжение в продукции музейного магазина.

И.П. Как вы считаете, какие препятствия существуют сегодня для выхода музеев на культурные рынки?

Т.Ф. Препятствиями? Отсутствие у музеев делового подхода, старомодные методы ведения бизнеса, устаревшие модели финансирования, сложности в поиске содержания, продуктов и дизайнеров, отсутствие необходимых профессиональных навыков (как у музейщиков, так и у дизайнеров), лояльность к маленьким, но традиционным аудиториям и т.д.



[1] Том Флеминг – главакомпании «Креативное консультирование Тома Флеминга». На протяжении 20 лет Том исследует роль культуры в социальном и экономическом развитии территорий по всему миру: в Великобритании, Португалии, Эстонии, Польше, Ливане и других странах. В последнее десятилетние Великобритания кардинально изменила приоритеты своего стратегического развития: культура, творчество и креатив стали важнейшими ресурсами модернизации всей экономической сферы. Том Флеминг по этим вопросам является ведущим консультантом как для государственных и муниципальных структур Великобритании, так и для независимых проектов творческих бизнесов и креативных индустрий