Лента событий

Музей и церковь: новые взаимоотношения [Artinvestment.ru]

В прошлую пятницу, 15 апреля, в Мраморном дворце Русского музея состоялось событие, которое без преувеличения можно назвать первым шагом в налаживании новых взаимоотношений музея и церкви. В торжественной обстановке Русский музей передал Свято-Троицкой Александро-Невской лавре копию картины художника Григория Ивановича Угрюмова (1764–1823) «Торжественный въезд Александра Невского во Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Копия огромной (197,5 х 313,5) картины исполнена художником-реставратором Русского музея Натальей Романовой.

 

Картина эта была заказана Екатериной II и исполнена Угрюмовым в 1793 году, а затем подарена Александро-Невской лавре. Сюжет полотна взят из истории Александра Невского, возвратившегося во Псков после Ледового побоища на Чудском озере 5 апреля 1242 года, где он разбил тевтонских рыцарей. Из Лавры полотно было передано Русскому музею в 1934 году.

В 1988-м, в год 1000-летия Крещения Руси, картина снова оказалась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры — на временном хранении. Двадцать лет сделали свое дело: картина нуждалась в реставрации, однако ее размещение в соборе на западной стене, в третьем ярусе, не давало возможности проведения реставрационных мероприятий. В результате переговоров с руководством Александро-Невской Лавры, картина Угрюмова была возвращена в музей. Сейчас проводится ее капитальная реставрация, после которой она войдет в основную экспозицию. А для собора Русский музей обязался за свой счет изготовить точную копию произведения и передать ее Лавре в срок до Светлого Христова Воскресения 2011 года.

На церемонии передачи копии картины Г. И. Угрюмова и директор Русского музея Владимир Гусев, и Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Назарий, и председатель общественного совета Петербурга Николай Буров были единодушны в своей оценке события: оно несомненно является первым шагом к налаживанию новых отношений между музеем и церковью, между двумя духовными институтами — государственным и негосударственным.

После торжественной церемонии картина была упакована, а затем перевезена в Александро-Невскую лавру и водружена на свое привычное место.

Artinvestment.ru