История

История

Все началось в 2001 году с выпускников и преподавателей факультета "Менеджмент в сфере культуры" Московской высшей школы социальных и экономических наук. Три поколения выпускников (с 1999 г.) после окончания Школы обменивались новостями между собой, участвовали в совместных проектах, помогали друг другу советами и рекомендациями и продолжали обучение в неформальной обстановке.

В 2002-2003 годах было проведено пять сетевых семинаров, где обсуждались необходимость создания и возможные формы организации, стратегия ее развития, основные направления деятельности и возможности запуска новых проектов. Известные аналоги вроде профсоюза работников культуры мало подходили, горячие споры о профессии менеджера культуры не утихали несколько лет. Одно было ясно – существуют люди и проекты в разных регионах, которые выходят за рамки традиционных организаций и существующих условий окружающей среды. И, наконец, к 2003 году – «Ассоциация Менеджеров Культуры (АМК) – профессиональная организация, целью которой является становление делового и проектного сообщества в сфере социально-культурных практик.

Основополагающий принцип деятельности Ассоциации – представление о культуре как базовом ресурсе развития в XXI веке, возможности которого только начинают осознаваться деловыми, политическими и гражданскими кругами». Это цитата из первого отчета АМК. Выпуском этого отчета в форме записной книжки занимались Катя Гандрабура и Лиза Фокина, а над логотипом и фирменным стилем возникающей организации работали Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев.

В 2002 г. на базе факультета при поддержке фонда Форда был проведен конкурс «Лучший культурный проект года», который расширил сообщество выпускников. Новая организация была юридически оформлена в 2003 г. и получила первый грант от Фонда Форда. С самого начала идею создания Ассоциации активно развивал декан факультета Сергей Эдуардович Зуев и поддерживал ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин.

В первые полтора года «юридического» существования АМК была «полувиртуальной» - сайт только начинал конструироваться и претерпевал очередные изменения после очередных бурных обсуждений. «Положенного» вроде для организации офиса тоже не было, или он возникал в тех местах, где собирался немногочисленный штаб АМК. Катя Ойнас, Лиза Фокина, Ира Щербакова, а потом и Володя Сорокин ходили «в гости» друг к другу и встречались в разных кафешках. В одном из таких кафе при гастрономе на м. Академическая был задуман новостной бюллетень АМК и из сотни названий (включая, «Храбрый семиотик») было выбрано для него единственно правильное «Культпоход». При всей этой «виртуальности» делались вполне реальные проекты и штаб АМК то количественно расширялся, то опять сужался, в общем, жил и дышал. Олег Ковалев, Миша Кашкин, Антон Лагутин, Саша Артамонов обсуждали, делали, консультировали и критиковали все, что было связано с Интернет-проектами; Саша Бобрецова координировала и делала аналитику по конкурсу «Мастер изменений»; годовой отчет 2004 г. был подготовлен Натальей Кочетковой. Помогали друзья, партнеры и эксперты - кто критикой «Вы все делаете не так!», кто похвалой «Как здорово!», но и то и другое было с заинтересованностью, а не ради красного словца. Был создан Совет партнерства АМК, куда вошли выпускники МВШСЭН и эксперты, периодически проводились дополнительные экспертные обсуждения по разным темам и проектам АМК. Выстраивались новые отношения и принципы работы, оказалось не так просто дружеские отношения превращаются в сотрудничество, а преподавательско-студенческие - в партнерские. Постепенно расширялась география проектов, росло количество участников сети АМК, которые более активно включались и участвовали в общих проектах АМК в качестве экспертов, консультантов и менеджеров. Сейчас практически в любом далеком регионе можно найти «близких» участников сети.

Организация дает возможность делать проекты, требующие регионального охвата и/или новых подходов в сфере культуры, а для своих участников создает общее информационное поле, возможности обучения на практике, получения нового опыта в качестве эксперта, консультанта или руководителя проекта. АМК остепенилась, появился офис в развивающемся культурном центре на Фабрике, меняется сайт, разрабатываются новые темы и проекты. История АМК по годам. 2003 г. Год юридического возникновения организации. Его нельзя назвать первым годом существования, ведь Ассоциация возникла в головах и проектах преподавателей и нескольких поколений выпускников Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). Это – выпускной год для АМК, когда она вышла за пределы российско-британской Альма Матер, начав поиск своего места в широком и очень разном культурном поле и таких проектов, которые позволили бы применить полученные знания, поддерживать дружеские контакты, устанавливать новое сотрудничество и расширять круг единомышленников. Была создана административная команда сети АМК (московский офис сети), состоящая из 5 менеджеров и бухгалтера. Эта команда выполняет функцию координатора сетевого взаимодействия АМК. 2004 г. Год – очень насыщенный и нескучный. Расширение проектов в географическом и Интернет пространстве. Активное начало реализации большого проекта по организационному сопровождению конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и регионального образовательного проекта в Карелии. Сложные проекты легче реализовывать, когда знаешь профессиональных и активных людей в разных регионах. Интересные и бурные – Московская конференция и сетевой семинар с участием новых членов АМК. Вопрос «Кто такой менеджер культуры?» хоть и висит еще в воздухе, но многие уже начинают давать ответы для себя лично и для других. В ответ на внешние запросы с поддержкой опытных экспертов начинаем новое - организационное консультирование – и первый проект с Архангельской областной научной библиотекой. Год рождения и становления сайта АМК и «Культпохода» - сетевого издания АМК. 2005 г. Год формулирования вопросов и проведения профессиональных обсуждений в собственных и партнерских проектах по новым для российской сферы культуры темам – брендинг, конкуренция, бизнес и культура. Год рискованный, как любой из первых годов существования любой НКО, финансирование которой не гарантировано. Стараемся находить проекты, совмещая жизненные интересы и жизненные потребности. «Культпоход» «идет вширь», обеспечивая информационный обмен и поддержку региональных проектировщиков, музейный конкурс набирает обороты, потребности в региональных культурных проектах и активных людях в регионах растут. 2006г. 2006 год – год, когда хотелось пробовать новое, и одновременно удерживать, развивать наработанное. С начала года офис АМК переезжает в центр Москвы - в Институт искусствознания, Козицкий переулок, и естественным образом становится местом встреч для навещающих столицу региональных менеджеров культуры, экспертов, часто бывающих в центре города и по делам в Институте. Начался период оседлости и «одомашнивания» АМК. Сразу начали думать, как можно использовать своё уникальное географическое местоположение, захотелось настоящего «не виртуального» общения, обострилось желание вновь собрать сетевой семинар. Решили обсудить «в узком кругу» тему семинара, и, как потом выяснилось, это стало первой Клубной встречей АМК. В этом году мы в очередной раз убедились, что сеть есть, и она работает. Благодаря сетевому ресурсу АМК, мы смогли организовать и провести опрос руководителей региональных организаций культуры. Результаты анкетирования были представлены на конференции «Социальная среда корпораций: поиск эффективных подходов" (www.ultimaratio.ur.ru) и на Форуме «Культура+». Этот год стал также опытным для развития интеллектуально-экспертного потенциала в большей степени членов московского офиса АМК, что, конечно, не было бы возможным без поддержки авторитетных экспертов в сфере культуры. Вместе мы решали сложные, но исключительно интересные и важные в целом для сферы культуры вопросы организационного развития одного из крупнейших современных учреждений с богатой историей - ГНТУ «Кубанский казачий хор».

В конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина при поддержке Министерства Культуры Российской федерации, оформился отдельный проект мониторинга реализации проектов-победителей, это позволило отслеживать результаты проектов, оперативно реагировать на возникающие проблемы. Мониторинг позволил больше работать с экспертами, показывать им проекты и консультироваться. Завершился год долгожданной встречей с членами Совета Партнерства АМК (которых мы не собирали года два) и партнерами по проектам. На Совете мы постарались обобщить и проанализировать сложившийся проектный опыт АМК, откровенно обсудили проблемы в деятельности и получили предложения на будущее. 2007г. Состоявшийся Совет партнерства АМК в конце 2006 года побудил провести масштабную ревизию сети АМК. В начале года была объявлена Членская кампания, благодаря которой большинство подтвердили своё членство в Ассоциации, а также зарегистрировались новые члены. Общий список членов на сайте АМК. В этом же году был возобновлен образовательный проект с факультетом «Управление социокультурными проектами» МВШСЭН. По рекомендации АМК все желающие участники сети получили возможность в течение третьего полусеместра (февраль-июнь 2007 г.) посетить лекции и коллоквиумы у ведущих преподавателей факультета.

В 2007 году АМК получила легитимность в глазах госорганов – был успешно принят отчет о деятельности в Федеральной регистрационной службе. «Культура для Балея» - новый сетевой проект АМК, который дал возможность перейти из теоретических обсуждений темы использования ресурсов культуры для развития города в практическую плоскость, в реальность отдаленного города Балея Читинской области. Сетевым проект стал благодаря участию наиболее успешных менеджеров культуры близких к Балею территорий, выступивших своеобразным катализатором социокультурных изменений. Конец года для московского офиса АМК ознаменовался решением формальных проблем – сменой банка, продление полномочий исполнительного директора; финальной точкой стал переезд офиса на ПRОЕKТ_FАБRИКА – «новое пространство для представления культурных событий и место обитания творческих людей» 2008 год. Год кардинальных изменений.